Что такое «генерация ключа» ЭЦП?

Электронная подпись – это набор символов, который используется для верификации личности пользователя.

Для полноценного использования ЭЦП необходим проверочный ключ (сертификат) в котором содержится информация о владельце, срок действия. Процесс создания ключа называется генерацией.

Понятие «генерация ключа»

Что такое «генерация ключа» ЭЦП

Генерация ключа ЭЦП– это подбор и создание уникального цифрового кода, которая производится при помощи специального ПО.

В процессе пользователь быстро нажимает клавиши цифр на клавиатуре или хаотично водит мышью в пределах окна генерации случайных чисел. Программа считывает координаты (вполне возможно, что потребуется несколько попыток), которые и будут использоваться для создания ключа ЭП.

Принцип работы ПО заключается в том, чтобы исключить генерацию одинаковых сертификатов. Теоритически это возможно, но вероятность подобных совпадений – это 0,0000000001%, что соответствует требованиям ГОСТ 28147-89 к стандартам шифрования.

Ключ неквалифицированной ЭП можно сгенерировать самостоятельно, а после пройти процедуру персонализации (по сути, стать владельцем ЭП). Для генерации запросасертификата КЭП, необходимо обратиться в удостоверяющий центр.

Генерация запроса – что это и как происходит

Для самостоятельного создания электронного ключа и его дальнейшей регистрации необходимо:

  1. Выбрать УЦ, предоставляющий подобные услуги и получить специальное ПО.
  2. Используя ПО, записать код ЭП и направить запрос на электронный адрес УЦ на получение сертификата.
  3. На последнем этапе необходимо направить созданный ключ (он же запрос) на электронный адрес удостоверяющего центра.
  4. В ответном письме УЦ направит информацию об одобрении сертификата и ссылку на скачивание бланка, который должен подписать владелец ЭЦП.
  5. Направить скан подписанного документа в УЦ, после чего пользователь сможет записать сертификат на жесткий диск, флеш-накопитель.

Самостоятельная генерация ключа ЭЦП экономит время. Но стоит понимать, что такой вариант подходит только для опытных пользователей ПК.

Новичкам разобраться в программном обеспечении будет непросто, поэтому проще обратиться в УЦ. Для экономии времени можно направить в удостоверяющий центр скан-копии необходимых документов в электронном виде, после посетить центр лично, чтобы пройти верификацию.

Как правило, процедура проверки заявителя проводится один раз. Исключение –получение нового ключа (при утере или увольнении сотрудника, например).

Для продления срока действия ЭЦП повторное представление документов не требуется.

Срок действия электронного сертификата составляет 12 месяцев со дня регистрации. На данный момент на уровне правительства рассматриваются варианты увеличения сроков действия ЭЦП, упрощенного получения ЭП с привязкой к номеру мобильного телефона владельца.

Порядок работы с программой

Работать с клиентом СЭД «АРМ» достаточно просто. ПО поддерживается любой ОС, в том числе устаревшими версиями Windows, совместимо с MacOS и Linux при использовании Wine-эмулятора.

Перед работой рекомендуется отключить антивирус, поскольку возможна некорректная работа или блокировка доступа к программному обеспечению.

ПО не нужно устанавливать, поскольку – это так называемая portable (переносимая) версия.Хранится на флешке и запускается с нее же.

Пошаговый алгоритм действий:

  • запустить ПО. Предпочтительнее использовать портал ФЗС, в крайних случаях допустимо использование СЭД «АРМ генерация ключей»;
  • выбрать «Создать запрос на сертификат», предварительно отключив антивирусное ПО;
  • выбрать необходимые пункты;
  • выбрать строку «Формировать квалифицированный сертификат». Если пропустить этот шаг, сгенерируется неквалифицированный ключ;
  • кликнуть «Продолжить» и ввести запрашиваемые системой данные;
  • сгенерировать сертификат, следуя подсказкам, как правило, путем быстрого нажатия на клавиши с цифрами на клавиатуре;
  • сохранить ключ (выбор носителя остается за пользователем, самый безопасный способ хранения – на жестком диске или флеш-накопителе).

При генерации квалифицированного сертификата в строке «Криптопровайдер» выбрать ПО, которое собираетесь использовать для работы с ЭЦП.

При оформлении запроса необходимо проверять правильность введенных данных. Ошибки в написании ФИО, неправильные цифры в ИНН приведут к тому, что с ЭП работать не получится, поскольку владелец не пройдет верификацию.

В результате электронный сертификат будет признан недействительным, а процедуру придется проходить повторно, равно как и оплачивать услуги удостоверяющего центра.

Полезная статья: Электронная подпись для ФГИС Меркурий

Что нужно учесть в процессе работы?

Что нужно учесть в процессе работы

Услугу самостоятельного создания пользователем ЭЦП предоставляют далеко не все УЦ. Такие нюансы нужно учитывать, обратившись непосредственно в удостоверяющий центр.

Что касается программного обеспечения, то его можно скачать без проблем. Адреса и контакты УЦ можно найти на сайте Минкомсвязи или Едином Государственном портале ЭП.

Также стоит заранее уточнить сферы применения ЭЦП, этот список нужен для генерации электронного сертификата. Стоит указывать только те, которые действительно необходимы.

В противном случае придется переплачивать за услуги удостоверяющего центра. К примеру, если ЭЦП нужна только для взаимодействия с налоговой, то в строке «роли» отмечается «Финансовый орган».

Стоит учитывать еще один момент: при оформлении запроса указывается ИНН физлица –владельца ЭП, даже если сертификат оформляется для организации. Впоследствии при обращении в ФНС можно закрепить за компанией.

Как проходит работа с открытым и закрытым ключом

Для начала стоит разобраться, что такое открытый и закрытый ключ. Первый подтверждает, что документ подписан владельцем ЭП. Второй – нужен для генерации открытого ключа, как, правило, хранится на рутокене.

Важно обеспечить правильное хранение USB носителя и не передавать флеш-накопитель третьим лицам

. Если речь идет об организации, то в должностную инструкцию обычно вносят пункт о безопасном хранении электронного ключа и ответственности сотрудника в случае неправомерного использования ЭП.

Именно закрытый ключ устанавливается в операционную систему ПК. Например, программа КриптоПро позволяет настроить работу с электронной подписью, распознает рутокены в автоматическом режиме.

Принцип работы квалифицированных закрытых ключей аналогичный. Единственная разница – применение USB-накопителей с встроенной защитой от перезаписи.

В этом случае для генерации сертификата используются методы криптографического преобразования информации, прошедшие сертификацию ФСБ и соответствующие ГОСТ 28147-89.

Работа с открытыми и закрытыми ключами происходит также через КриптоПро, приложение можно запустить через панель управления Windows.

Итог

Генерация сертификата ЭЦП – это создание уникального цифрового кода с применением методов криптошифрования.

Производится УЦ на специальном оборудовании, которого нет в свободной продаже. Формирование запроса на получение ЭЦП – это генерация открытого ключа с указанием персональных данных пользователя, на основании которых впоследствии и будет создана ЭП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: