С 2018 г. на территории России действует электронный оборот ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД) для возможности поставок мясной и молочной продукции, а также морепродуктов.
Подать документы можно в электронном формате, используя автоматизированную систему ФГИС Меркурий, ведением занимается Госветнадзор.
Благодаря введению ЭДО в эту сферу, компетентные органы получили возможность полного контроля всего цикла создания и переработки продуктов, на которые необходимы ВСД. Так, Госветнадзор теперь контролирует весь цикл продукции – от фермы до магазинных полок.
Для взаимодействия с ФГИС Меркурий и ведения ЭДО необходима электронная подпись (ЭлП), поскольку каждый документ должен быть официально завизирован.
Вид необходимой электронной подписи и их особенности
Решая, какая электронная подпись потребуется, необходимо помнить, что с начала 2018г., согласно законодательству РФ, для взаимодействия с ФГИС Меркурий необходима квалифицированная ЭЦП.
Документы, подписанные простой или неквалифицированной ЭЦП не принимаются.
Реализация/поставка мясной, молочной продукции, морепродуктов, которые подлежат обязательной сертификации, запрещена без наличия ВСД в электронном формате.
Эти требования актуальны для всех видов бизнеса, включая малый (ИП). Для регистрации в системе необходима квалифицированная электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Когда пользователь уже зарегистрирован на ресурсе, он может создавать ВСД в электронном формате. Основываясь на нормативах Госветнадзора, требовать от участника системы Меркурий ВСД в бумажном виде не могут.
Предназначение ФГИС Меркурий
Федеральная гос. информационная система Меркурий была создана для обеспечения безопасности как поставщиков, так и потребителей от контрафактных товаров – мясной и молочной продукции, а также морепродуктов, которые подлежат обязательной сертификации.
Изначально система предназначена для контроля за сертификацией мясомолочной продукции и морепродуктов на всех этапах.
Она является гарантией возможности отслеживания производства товара контролирующими органами. По этой причине нельзя обойтись без ЭЦП при работе с Меркурием.
Также можно смело сказать, что эта информационная система значительно упрощает и взаимодействие производителей с санэпидстанцией, снижает количество проверок. ФГИС Меркурий была создана еще в 2015г., однако с 2018г. регистрация в системе стала обязательной.
Кому следует оформить ЭЦП для Меркурия?
Электронная подпись для ФГИС Меркурий необходима следующим категориям предприятий:
- компаниям, предпринимателям, которые поставляют сырье – мясомолочные фермы, поставщики морепродуктов и рыбы. В их случае система будет использоваться для создания производственных ветеринарно-сопроводительных документов, транспортных ВСД;
- предприятиям, занимающимся переработкой сырья – молокозаводам, пекарням, птицефабрикам и т.д. Такие компании, при помощи ФГИС, гасят документы на полученное от поставщиков сырье, создают транспортные и производственные ВСД, возвратные документы, в случае необходимости отзыва партии готовой продукции;
- дистрибьюторам и транспортным компаниям, работающим с мясомолочной продукцией и морепродуктами. Эти субъекты могут создавать транспортные ВСД и возвратные;
- регистрация в ФГИС «Меркурий» необходима заведениям общественного питания, в меню которых присутствуют блюда, для приготовления которых использовалась животноводческая продукция, морепродукты, рыба. К ним относятся кафе, рестораны, фаст-фуды и т.д. В этом случае организации будут гасить входящие документы и, при необходимости, создавать возвратные в электронном формате;
- государственным и частным учреждениям, производящим закупки продуктов. Например, школам, больницам и т.д. Регистрация в Меркурии для таких учреждений производится с целью погашения входящих документов и формирования возвратных ВСД.
Стоит отметить, что работать в ФГИС возможно только при наличии интернета. Так, Минсельхоз РФ разрешает работать с ВСД удаленно.
Это обусловлено отсутствием интернета во многих заведениях – магазинах, детских садах и т.д. Также обязанность управления ВСД возможно поручить поставщикам или частным бухгалтерам.
Советуем материал: Использование простой электронной подписи.
Где и как получить ЭЦП для ФГИС «Меркурий»?
Для оформления электронной квалифицированной визы для работы с ФГИС Меркурий, необходимо обращаться только в удостоверяющие центры (УЦ), получившие аккредитацию Минкомсвязи и имеющие разрешение на создание такой ЭЦП.
Такие УЦ имеют собственные официальные сайты, на которых и можно оставить первоначальную заявку на создание квалифицированной визы.
Передачу пакета документов в УЦ можно осуществить как лично, приехав в офис, так и удаленно – предоставив копии документов в электронном виде. Однако выбирая второй вариант следует уточнить необходимость заверки копий нотариусом.
Для работы в системе не требуется особой ЭЦП. Можно использовать ту же ЭЦП, что и для портала Госуслуг, ФНС и т.д. Главное – она должна быть усиленной квалифицированной. Ее основная задача – идентификация личности.
Стоит отметить, что при наличии подписи у физ.лица, эту же подпись можно использовать и для юр.лица, внеся определенные правки в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Чтобы это произвести, необходимо обратиться в ФНС.
Для оформления электронной визы понадобится такой пакет документов:
- паспорт (гражданство РФ);
- идентификационный номер;
- выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- заявка с прикрепленным чеком об оплате услуг УЦ.
Срок изготовления квалифицированной ЭЦП составляет 2 – 4 дня. Забрать готовый ключ можно в любом пункте выдаче. Все подписи оформляются на год, после необходимо обращаться в УЦ, чтобы перевыпустить ключ, подтвердив актуальность документов.
Стоимость подписи и от чего она зависит?
Каждый УЦ в праве самостоятельно устанавливать цену на выпуск квалифицированной электронной визы.
Поэтому однозначно ответить на вопрос о стоимости ЭЦП для ФГИС Меркурий невозможно. В среднем цена варьируется в пределах 7тыс.руб.:
- создание ЭЦП – 3 тыс.руб.;
- изготовление USB-токена – 2тыс.руб.;
- лицензия на специальное ПО (Крипто Про) – 2тыс.руб.
Если она нужна срочно, за дополнительную плату можно ускорить процесс ее выпуска – о возможности оказания такой услуги и ее стоимости стоит узнавать непосредственно в выбранном УЦ.
Доступ к Меркурию должны оформлять все компании, организации, риелторы, дистрибьюторы и т.д., которые связаны с производством, реализацией и транспортировкой мясомолочной продукции и морепродуктов, рыбы.
Преимущества ЭЦП для работы с Меркурием
Ведение ЭДО в целом и непосредственно наличие ЭЦП для работы с Меркурием обладает рядом преимуществ:
- нет необходимости предоставлять бумажные варианты ВСД при проверке товара кем-либо, если компания сформировала электронные ВСД или штрих-кода в ФГИС Меркурий;
- в федеральной информационной системе можно быстро формировать сертификаты, справки, свидетельства, находить информацию о продукции;
- нет необходимости в создании архива бумажных вариантов документов. Все электронные ВСД хранятся в системе не менее 3-х лет – до окончания срока годности конкретных товаров;
- экономия средств вследствие отсутствия необходимости прохождения дополнительных процедур – санветэкспертизы, ветсаносмотра и т.д.. Также, для владельцев грузов, подконтрольных Госветконтролю, пропадает необходимость приобретать специальные бланки ветсертификатов;
- защита поставщиков, продавцов и конечных потребителей от продажи и приобретения товаров сомнительного происхождения.
Федеральная система Меркурий является гарантом контроля за производством мясомолочной продукции и морепродуктов на всех этапах. Также она позволяет значительно экономить средства компаний и предприятий.