Использование простой электронной подписи

Получить простую электронную подпись может каждое дееспособное физическое лицо. Для этого необходимо единожды зарегистрироваться на выбранном портале.

Например, оформить счет или карту в банке, пройти регистрацию в личном кабинете интернет-банкинга. При этом клиент сам генерирует логин и пароль для использования в этой системе.

Свойства ПЭП

Использование простой электронной подписи

Простая электронно-цифровая подпись (ПЭЦП) представляет собой электронную подпись, основанную на кодах, паролях или других средствах, устанавливающих связь между ее владельцем и набором признаков, присущих только ему.

Используется для контроля соблюдения прав и обязанностей физического лица, согласно подписанному документу.

Чтобы определить перечень прав и обязанностей физлица, необходимо установить минимальный набор присущих только ему признаков: ФИО, адрес. Основные свойства ПЭП таковы:

  1. в ней зашифрованы персональные сведения ее владельца, которых достаточно для идентификации его личности. Таким образом подпись помогает установить авторство завизированного документа;
  2. чтобы использовать простую ЭЦП, не нужно устанавливать на ПК специальные программы;
  3. зачастую, ПЭП выпускают для физлиц и сотрудников компаний, юрлица используют в работе усиленную квалифицированную или неквалифицированную ЭП;
  4. не обладает высокой степенью защиты информации, поскольку за безопасность, в данном случае, отвечают только коды и пароли;
  5. простая подпись применяется в таких сферах, как интернет-банкинг, портал Госуслуг, документооборот внутри одной компании.

Юридическая сила ПЭП

Простая электронная подпись для физических лиц юридической силой не наделена. Соответственно, бумаги, завизированные таким способом, не имеют никаких полномочий или привилегий. Например, отчеты, подписанные ПЭП, отправлять в налоговую бессмысленно.

ПЭП не используется для сотрудничества с госорганами или, например, для участия в торгах.

Однако стороны могут заключить между собой дополнительный договор, наделяющий простую ЭП такой же силой, которую имеет собственноручная. В таком случае, ПЭП обретет юридическую силу.

Зачастую простая неквалифицированная электронная подпись используется для подключения онлайн-банкинга – представитель финансово-кредитной организации проводит идентификацию личности клиента по паспорту, после чего подписывается договор на подключение интернет-банка. Далее ПЭП набирает такую же юр.силу, как и собственноручный автограф.

Оформление ПЭП

Чтобы получить простую электронную подпись, необходимо зарегистрироваться и пройти идентификацию в той организации, для сотрудничества с которой предполагается эту подпись использовать. Сделать это нужно единожды.

При открытии счета в финансово-кредитной организации или выпуске банковской карты клиент обращается в компанию, проходит идентификацию, регистрируется на портале, создавая личные логин и пароль, а далее постоянно использует эти же данные для входа в личный документ.

Чтобы сделать простую электронную подпись для портала Госуслуг, нужно соблюсти практически аналогичный алгоритм действий.

Различие состоит лишь в том, что после регистрации на портале необходимо будет пройти процедуру идентификации личности. Чтобы получить код идентификации, можно воспользоваться любым из доступных способов:

  • обратиться в ближайший центр обслуживания для прохождения идентификации. При себе необходимо иметь те документы, которые были использованы в процессе регистрации на сайте Госуслуг. Стоит отметить, что полный перечень таких центров есть на сайте Госуслуг;
  • оставить запрос на отправку заказного письма Почтой России. Чтобы получить такое письмо, необходимо предъявить компетентному сотруднику паспорт, что и будет являться идентификацией личности;
  • использовать уже имеющуюся ЭП, оформленную ранее через удостоверяющий центр.

Сфера применения ПЭП

Сфера применения ПЭП

Использовать простую ЭП могут как физические лица, так и юридические – компании, индивидуальные предприниматели, производственные предприятия и т.д.

Зачастую, такой вид ЭП применяется для авторизации в клиент-банках и на различных сайтах – портал Госуслуг, интернет-маркеты и т.д. Также при помощи ПЭП может вестись электронный документооборот в рамках компании.

Наиболее частые сферы использования простой электронной подписи:

  1. прохождения авторизации на интернет-порталах. Благодаря связке «логин-пароль» система идентифицирует клиента и распознает в нем автора ПЭП, что позволяет защитить учетную запись от использования третьими лицами или ботами;
  2. визирования документов электронного формата. Благодаря наличию простой подписи можно не только установить авторство, но и время редактирования и копирования файлов. Эта система помогает контролировать работу предприятия и его сотрудников;
  3. открытия доступа к базам данных и файлам, на вход в которые установлен пароль.

Простым и понятным примером использования ПЭП может послужить система онлайн-банкинга. Так, клиент входит в личный кабинет, используя свои логин и пароль.

Система распознает конкретного пользователя и для продолжения сессии высылает на привязанный к личному кабинету номер телефона смс-сообщение с кодом доступа. Процесс входа в систему завершается только после того, как клиент введет полученный код во всплывшее окно.

Также происходит и при транзакции средств со счета клиента в этой же системе. После создания запроса на перевод средств, пользователю приходит смс-сообщение с секретным кодом, после введения которого операция будет завершена.

Такая система предусмотрена для защиты от мошенничества. Благодаря дополнительной авторизации и идентификации повышается надежность использования интернет-банка – система таким образом понимает, что вход в личный кабинет осуществляется данным конкретным клиентом банка, а не третьим лицом, то же относится и к транзакциям.

Простая связка «логин-пароль-номер телефона» — это идентификатор личности клиента и его намерений. Таким образом, эта комбинация расценивается системой как подпись пользователя. В этом также кроется ответ на вопрос как выглядит простая электронная подпись – это обычная связка цифровых данных.

ПЭП на порталах и гос. ресурсах

Наличие ПЭЦП значительно упрощает взаимоотношения физлиц с государственными структурами.

Портал mos.ru

Использование портала mos.ru – официального сайта мэра Москвы предусматривает наличие простой ЭЦП.

Так, для входа в личный кабинет на этом сайте, достаточно единожды пройти регистрацию, а затем, для авторизации, использовать те же логин и пароль.

ИП и юрлица также могут использовать ПЭЦП. Однако им необходимо предварительно пройти идентификацию личности в центре Госуслуг «Мои документы», чтобы приравнять силу простой ЭП к собственноручной.

Полезный материал: Электронная цифровая подпись для ФНС: как получить и какую выбрать?

Сайт gosuslugi.ru

Портал gosuslugi.ru предполагает уровневую систему учетных записей (УЗ). Так пользователи УЗ упрощенного и стандартного уровней могут визировать заявления при помощи простой ЭЦП.

Портал Росреестра

На сайте реестра предусмотрено использование ПЭП только в некоторых случаях. Например, можно подавать заявления или записываться на прием при помощи простой ЭП.

Зачастую простую подпись используют физлица, что значительно упрощает их отношения с госструктурами. Также многие предприятия внедряют ее в свою рутину, чтобы вести внутренний электронный документооборот и контролировать работу сотрудников, а также весь производственный процесс.

Итоги

Оформление простой ЭЦП не отнимет много времени и сил, но значительно расширит возможности интернет-пользователя.

Стоит отметить, что такая подпись понадобится каждому, кто решит подключить онлайн-банкинг или пользоваться услугами интернет-магазинов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: