Срок действия сертификата электронной подписи

Цифровая подпись – это способ шифровки данных при помощи специальных символов, по которой можно определить ее владельца.

Такая подпись имеет свой «срок годности». Устанавливает срок действия сертификата электронной подписи удостоверяющий центр (УЦ), который ее выпустил.

Обычно он составляет 1 календарный год. Однакопри возникновении необходимости пользователь может продлить этот период.

Сколько она действует?

Срок действия сертификата электронной подписи

Каков срок действия электронной подписи ЭЦП, установлено ФЗ 63-3 и составляет 12 мес. (1 год) для подписей, которые выпущены аккредитованными УЦ.

Отсчет времени начинается с момента регистрации ЦП в гос.реестре.

Такой период действия электронной визы установлен не случайно. Это обусловлено необходимостью регулярно подтверждать информацию, которую содержит виза, следить за ее актуальностью, а также своевременно вносить изменения данных, находящихся в распоряжении Минкомсвязи.

Случаи аннуляции ЭЦП

ЭЦП может быть аннулирована по следующим причинам:

  1. согласно акту от владельца на механическое уничтожение ЭВ, поданного в УЦ, которым была выпущена подпись;
  2. в связи с прекращением работы УЦ, которым была выпущена виза – утраты им аккредитации или полного расформирования;
  3. согласно решению суда – зачастую, это связано с заведением уголовного дела на владельца ЭВ.
  4. истек срок действия электронной подписи – это самая частая причина.

В любом случае владелец подписи будет поставлен в известность об ее аннуляции Минкомсвязи всеми доступными способами – уведомлением на эл.почту, мобильный номер и т.п.

По истечению срока действия подпись (1 год с момента регистрации сертификата), она будет аннулирована. Чтобы ее продлить, необходимо заранее обратиться в УЦ и пройти сверку документов, которые были поданы при оформлении ЭЦП.

Согласно ФЗ №63, после внесения в реестр УЦ данных об окончании работы с сертификатом ЭВ, подпись считается недействительной.

Стоит отметить, что с момента окончания срока действия ЦП до момента занесения информации в соответствующий реестр проходит не более 12 часов.

Определение конечной даты функционирования ЭЦП

Информация о сроке действия сертификата ключа электронной подписи содержится в самом сертификате.

Чтобы проводить какие-либо операции с ЭЦП необходимо установить на ПК специальную программу Крипто Про. Получить ПО можно в УЦ. Лицензия КриптоПро является платной. Существует возможность приобретения бессрочной версии.

При помощи КриптоПро можно узнать конечную дату функционирования конкретного электронного сертификата.

После установки ПО на ПК, а также самого ключа, чтобы узнать срок действия ключа проверки электронной подписи, нужно проделать следующие манипуляции:

  1. Запустить программу.
  2. Выбрать в меню пункт «Сертификаты».
  3. Кликнуть «Консоль» — «Сертификаты текущего пользователя» — «Личное» — «Реестр».
  4. Дважды кликнуть левой кнопкой мыши на интересующий сертификат. Это действие откроет свойства ключа – даты регистрации и аннуляции, информацию о владельце и УЦ, выдавшем ключ, класс ЭЦП.

Информация обо всех установленных на ПК сертификатах доступна только администратору ПК. Если войти в систему как «Гость», то останется возможность узнать период функционирования только своей персональной ЭЦП.

Получение информации о сроке действия подписи через Единый Портал подписей

Помимо функций ПО Крипто Про, проверить срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи можно и при помощи онлайн-сервисов.

Существует информационный портал, созданный Минкомсвязи, регулирующим органом выпуска ЭВ – Единый Портал Электронной Подписи (ЕПЭП).

Он и является самым популярным сервисом для проверки информации касательно ЭЦП. Чтобы получить доступ к работе с порталом, необходимо заранее установить на ПК файл сертификата формата .cer.

Установка файла сертификата через Крипто Про осуществляется так:

  • Необходимо запустить ПО Крипто Про, заранее установленную на ПК. Предпочтение стоит отдавать свежим версиям ПО.
  • В меню выбрать пункт «Сервис» и кликнуть на «Просмотреть все сертификаты в контейнере».
  • Далее кликнуть «Обзор», выбрать интересующий ключ из списка.
  • Из окна со свойствами сертификата нужно перейти в «Свойства», а затем кликнуть «Копировать в файл».
  • Выбрать папку в памяти ПК, куда будет установлена файл .cer.

Этот файл поможет не только получить информацию о сроке действия ЭВ, но и другую основную информацию о ней.

Действия в случае истечения периода функционирования ЭЦП

Действия в случае истечения периода функционирования ЭЦП

Если срок действия квалифицированной электронной подписи истек, завизированные ею ранее документы не утрачивают юридической силы.

Однако бумаги, подписанные после окончания срока действия ЭЦП (если это удастся сделать), будут считаться недействительными. Более того, после окончания периода функционирования ключа, система будет выдавать ошибку при попытке подписать документ.

Если заранее обратиться в УЦ, выдавший электронный сертификат, можно продлить срок его действия, предоставив центру необходимый для подтверждения актуальности пакет документов и соответствующую заявку.

Если же срок действия ЭЦП уже истек, нужно обратиться в УЦ для создания новой подписи.

Стоимость выпуска новой подписи превышает стоимость продления старой. В случае прекращения деятельности УЦ, которым была выпущена ЭЦП, необходимо обратиться в другой аккредитованный центр для оформления новой ЭВ.

Интересная статья: Продление ключей ЭЦП онлайн: продление и пошаговая инструкция.

Продление периода действия ЭЦП

Создание нового ключа к ЭЦП или выпуск сертификата, если срок действия ключа электронной подписи истек, принято называть продлением или ее обновлением.

Чтобы пройти такую процедуру, необходимо заново собрать пакет бумаг, установленный УЦ для оформления подписи.

Чтобы уточнить список необходимых для продления ЭЦП бумаг, нужно обратиться в УЦ. Специалист центра предоставит всю необходимую информацию на эл.почту, указанную клиентом при регистрации. Пользователю будут высланы перечень документов, а также расчетный счет для оплаты услуги продления сертификата.

Для обновления ЭЦП нужно представить такие документы в зависимости от статуса клиента:

  1. для физ.лиц – паспорт, ИНН, СНИЛС;
  2. для ИП – паспорт, СНИЛС, соответствующее заявление, свидетельство, подтверждающее регистрацию ИП, выписка из ЕГРИП;
  3. для юр.лиц – паспорт и СНИЛС владельца ЭЦП, заявление на обновление ЭВ, свидетельство о госрегистрацииюрлица, выписка из ЕГРЮЛ, а также выписка из приказа о назначении руководителя или доверенность.

Сама процедура продления ЭЦП после подачи документов клиентом длится 1 рабочий день. Далее необходимо загрузить новую ЭЦП в «Личном кабинете» используемой информационной системы.

Досрочное прекращение функционирования ЭЦП

В случае необходимости досрочной аннуляции ЭЦП, даже если до окончания периода действия сертификата остается большой временной промежуток, нужно обратиться в УЦ с соответствующим запросом.

Сотрудником центра заявителю будет выдан бланк заявления установленной формы.

Также необходимо позаботиться и о механическом уничтожении токена, на котором хранится ЭВ, подлежащая аннуляции.

Запрос на уничтожение также необходимо оставлять в УЦ. В будущем обновить или восстановить аннулированную ЭЦП будет невозможно! Также нужно понимать, что компенсация за уничтоженный токен не предусмотрена.

Итоги

Узнать срок действия ЭЦП можно несколькими способами – через специальное ПО, либо через ЕПЭП. Также можно получить информацию о том каким УЦ создана виза, кому выдана, ее класс и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: