Государство осуществляет контроль за производством и продажей алкогольной спиртосодержащей продукции при помощи ЕГАИС.
Все участники алкогольного рынка могут вести торговлю (вне зависимости оптовую, розничную, в точках общепита) только после получения лицензии и регистрации в ЕГАИС.
Информация о закупках алкоголя и реализации заносится в реестр автоматически, в режиме реального времени. Для регистрации и работы в системе участнику необходимо получить электронную подпись.
Что такое КЭП для алкогольной продукции?
На сегодня в соответствии с ФЗ-63 в РФ применяется 3 вида электронных подписей:
- Простая – не гарантирует, что после подписания файл не изменялся. Подтверждает только личность владельца. Самый простой пример использования ЭП – подтверждение платежа (за покупки или перевод на карту), когда банк направляет клиенту смс-сообщение с одноразовым паролем.
- Усиленная – более надежная. Содержит не только сведения об авторе документа, но дает возможность отследить изменения, внесенные после подписания. Документ в электронном виде приравнивается к бумажному, заверенному собственноручной подписью, но только по соглашению сторон.
- Усиленная квалифицированная – защищена от подделок, выдается только аккредитованными Минкомсвязи удостоверяющими центрами. КЭП в электронном документе – это полноценный аналог собственноручной подписи.
Документы, заверенные квалифицированной электронной подписью, не требуют представления бумажных дубликатов.
Что касается сферы применения, то владельцы КЭП могут вести электронный документооборот, пользоваться полным спектром услуг государственных порталов, информационных систем, участвовать в госзакупках и передавать отчетность в ФНС.
Выбирая, какая ЭЦП нужна для ЕГАИС Алкоголь, подавать заявку нужно только на квалифицированный тип. Информация записывается на флеш-накопитель носитель (рутокен) со встроенной криптографической библиотекой.
Работа с токеном не требует установки на ПК никакого дополнительного программного обеспечения защиты информации (СКЗИ от Крипто Про, например). Перед началом работы устанавливается универсальный транспортный модуль (УТМ), который перенаправляет данные в ЕГАИС.
Является ли получение КЭП обязательным?
Да, оформление ЭЦП для ЕГАИС Алкоголь обязательно для:
- производителей;
- импортеров;
- поставщиков;
- предприятий общепита (кафе, ресторанов, занимающихся реализацией алкогольной продукции);
- продавцам.
При этом стоит учитывать, что на один уникальный код КПП оформляется отдельная КЭП (один сертификат – один рутокен).
Если несколько торговых точек зарегистрированы по одному адресу с одинаковым кодом КПП, можно использовать одну электронную подпись.
Исключение – ИП. Предприниматели могут использовать КЭП для всех торговых точек, вне зависимости от их количества.
Можно ли продавать алкоголь без электронной подписи и регистрации в ЕГАИС Алкоголь
Ключевая причина, для чего необходима ЭЦП при работе с ЕГАИС Алкоголь – вести продажи без нее нельзя.
Все участники алкогольного рынка, в том числе ведущую торговлю пивом (пивными напитками) должны быть подключены к системе (требования к обороту алкогольной продукции содержатся в 171- ФЗ).
За нарушение законодательства грозит:
- применение в отношении продавца (производителя) штрафных санкций);
- лишение лицензии на продажу;
- конфискация алкогольной продукции;
- приостановления деятельности.
За многочисленные нарушения предусмотрена уголовная ответственность.
Документы для получения КЭП для ЕГАИС
Получить КЭП для работы в ЕГАИС можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Какие документы необходимы для получения ЭЦП для юридических лиц:
- паспорт будущего владельца ЭП;
- заявление по форме УЦ на изготовление КЭП;
- СНИЛС или номер, если документ выдан в электронном виде;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- доверенность на право получения услуг УЦ, получение готового сертификата (если от лица заявителя действует, к примеру, сотрудник организации).
Копии документов заверяются уполномоченным лицом (генеральным директором, главным бухгалтером). Сотрудники УЦ снимают копии со всех представленных бумаг, оригиналы возвращаются заявителю.
Полный перечень требуемых документов стоит уточнить заранее, непосредственно в выбранном удостоверяющем центре.
Список документов для оформления КЭП для ИП:
- паспорт;
- заявление;
- СНИЛС;
- ИНН.
Доверенность – если от лица заявителя действует сотрудник. Доверенность может заверить сам предприниматель, если работает с печатью. Если печати нет, нужно заверить документ у нотариуса.
Где получить КЭП для ЕГАИС?
Самый простой вариант, где получить ЭЦП для ЕГАИС Алкоголь – в любом (без привязки к юридическому или адресу фактического проживания заявителя) аккредитованном Минкомсвязи удостоверяющем центре.
Полный перечень УЦ с контактными данными можно найти на официальном сайте Министерства.
Стоит учитывать, что не все аккредитованные УЦ имеют разрешение на изготовление ЭП для доступа к ЕГАИС Алкоголь. Информацию нужно уточнять у представителей удостоверяющего центра.
Сколько стоит оформление ЭЦП?
Сколько стоит оформление электронной подписи – законом не регламентируется. Каждый удостоверяющий центр устанавливает собственные тарифы.
В среднем, изготовление КЭП для ЕГАИС обойдется в сумму от 2000 до 4000 рублей.
Отдельно оплачиваются:
- флеш-накопитель для записи КЭП (лучше выбирать совместимый со стандартом «Рутокен ЭЦП 2.0»);
- лицензия на использование ПО Крипто Про CSP (необязательно).
С учетом изготовления рутокена стоимость изготовления КЭП составит от 5000 до 8000 рублей. Для предпринимателей – дешевле, для юрлиц, соответственно дороже. На итоговую стоимость влияет и оформление дополнительных услуг (техподдержка, например).
Возможно срочное изготовление КЭП (занимает несколько часов). Услуга платная и обойдется заявителю в 3000 – 6000 рублей (в зависимости УЦ).
Полезный материал: Проверка ЭЦП подписи через Госуслуги и другие сервисы.
Активация ЭЦП: как выполнить?
Для работы в ЕГАИС токен, после его получения, необходимо активировать (сгенерировать и зарегистрировать уникальный RSA-ключ). Пошаговый алгоритм активации ЭЦП для работы с ЕГАИС:
- Установить на ПК специальное ПО и Крипто ПРО Plugin.
- Зарегистрироваться в ЕГАИС (http://egais.ru/). При использовании ФСРАР вход в личный кабинет выполняется только через InternetExplorer. Проверить ЭЦП на соответствие можно на https://service.egais.ru/checksystem/check, кликнув на «Начать проверку» (рутокен должен быть вставлен в USB-разъем).
- После, выбрать кнопку «Получить ключ». В открывшейся форме выбрать вид деятельности (производитель, продавец и т.д.).
- Далее кликнуть на «Сформировать ключ» и ввести PIN-код для работы с ЭПЦ (выдается в УЦ вместе с рутокеном). Если система не запрашивает код, значит, не установлен корневой сертификат УЦ.
- После этого формируется ключ RSA – является идентификатором участника системы (по нему определяется, кто именно вносит информацию), который добавляется в 1С. Сведения при внесении в программу будут направляться в реестр автоматически.
Если при проведении кассовой операции выводится код ошибки, то причина, скорее всего либо в 1С (устаревшая версия), либо в самом RSA-ключе. Разъяснения и способы решения проблемы можно получить в личном кабинете ЕГАИС.