Квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись: какую лучше выбрать?

Электронная подпись – это удобный инструмент, который позволяет перевести предприятие на электронный документооборот, снизить затраты на обслуживание офисной техники.

При этом нужно помнить, что квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись отличаются рядом принципиальных особенностей и могут использоваться для разных нужд.

Квалифицированная и простая ЭП – отличия

Квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись

Квалифицированная ЭП – не самый доступный вид электронной подписи, в отличии от простой.

Простая ЭП позволяет только идентифицировать личность владельца. Например, при входе в интернет-банкинг пользователь вводит логин и подтверждает его паролем, сгенерированным системой.

На этом возможности простой ЭП заканчиваются. Поскольку отследить изменения, внесенные в файл после его создания невозможно, документы, подписанные простой ЭП не могут использоваться в качестве полноценного аналога бумажного документа с подписью и печатью.

Квалифицированная ЭПЦ дает больше возможностей для использования. Это и портал Госуслуг, взаимодействие с налоговой инспекцией, внутренний документооборот.

Усиленная квалифицированная и неквалифицированная подписи  – отличия, особенности

Если предприятие или индивидуальный предприниматель планирует перейти на электронный документооборот, включающий возможность не только передачи отчетности в ФНС, но и подписание договоров, контрактов, понадобится оформление усиленной ЭЦП.

Квалифицированная и неквалифицированная ЭЦП создаются при помощи криптографического преобразования информации, защищены ключами. Один – открытый, для проверки ЭПЦ. Второй – закрытый, хранится на физическом носителе (токене). Токен по виду напоминает обычный флеш-накопитель.

Основное отличие квалифицированной и неквалифицированной электронной подписи – это процедура сертификации.

Именно наличие или отсутствие сертификата определяет сферы использования ЭП.

Например, неквалифицированную ЭЦП могут выдавать неаккредитованные удостоверяющие центры. В некоторых случаях наличие сертификата может вообще не понадобиться (при установке на компьютер специального ПО).

Неквалифицированная ЭП может применяться для внутреннего, а также для удаленного электронного документооборота между компаниями.

Поскольку такая возможность не предусмотрена на законодательном уровне, реализовать ее можно отдельным соглашением между участниками сделок. Главное, чтобы при составлении договора (соглашения) были учтены требования ст. 252 Налогового кодекса РФ и закреплен порядок проверки ЭП.

Квалифицированная ЭП выдается только аккредитованными удостоверяющими центрами. Суть в том, что аккредитованные УЦ используют программные и аппаратные средства защиты, прошедшие процедуру сертификации ФСБ РФ.

Требования для прохождения достаточно жесткие, поэтому квалифицированная ЭП – это наиболее безопасный и надежный способ сохранения конфиденциальности информации. Это нужно учитывать в процессе принятия решения кому какую подпись выбрать.

Проверить информацию об УЦ можно на официальном сайте Минкомсвязи (по ИНН). Там же размещена информация о центрах, деятельность которых временно приостановлена.

Советуем статью: Как получить электронную подпись на портале госуслуг?

Основные отличия

Определения разновидностей электронной подписи указаны в ФЗ-63от 06.04.2011 г.

Простая ЭП:

  1. Идентифицирует личность человека, подписавшего документ (содержит зашифрованную информацию о владельце).
  2. Проверить, вносились ли изменения или поправки в исходную версию документа невозможно.
  3. Низкая степень защиты.

По сути, простая ЭП – это просто комбинация из логина (пароля). Самый простой пример – верификация пользователя при входе в личный кабинет на любом сайте. Например, при проведении платежей, банк высылает на телефон клиента СМС-код, чтобы верифицировать владельца карты (счета).

Усиленная неквалифицированная ЭП (НЭП):

  • Подтверждает личность отправителя
  • Исключает возможность изменения документа.
  • Требований к аккредитации удостоверяющего центра нет.
  • Степень защиты – высокая
  • Сфера применения – внутренний документооборот, взаимодействие с порталом Госуслуг, ФНС.

Заверенный ЭП документ по юридической значимости равноценен бумажной версии с собственноручной подписью.

Усиленная квалифицированная ЭП (КЭП):

  1. Подтверждает личность владельца и безусловное авторство документа
  2. При получении выдается проверочный сертификат
  3. Оформляется только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Создается путем криптографической информации при помощи ПО, одобренного и лицензированного ФСБ.
  4. Степень защиты данных – высокая.

Применяется для направления отчетности в ФНС, участия в электронных торгах, подписания контрактов и договоров. Заменяет собственноручную подпись и печать организации. Требует установки дополнительного ПО.

Если КЭП оформляется на сотрудника, то при его увольнении необходимо сразу же сообщить об этом в УЦ. После чего сертификат будет признан недействительным, что исключит возможность неправомерного использования ЭП,

Основные признаки квалифицированной и неквалифицированной ЭП

Основные признаки квалифицированной и неквалифицированной ЭП

Определить, какой именно вид ЭЦП подходит для конкретной компании, можно, если сравнить свойства подписи.

Неквалифицированная

Квалифицированная

  1. для создания используется криптографическое преобразование информации;
  2. идентифицирует личность владельца;
  3. подтверждает авторство и позволяет проверить документ на предмет внесения правок или изменений после его подписания.
  •  по свойствам идентична неквалифицированной ЭП;
  • предоставляется сертификат, содержащий ключ проверки;
  • необходима установка специального ПО
  • при создании используются только одобренные ФСБ средства криптозащиты.

Открытый ключ позволяет проверить, в каком центре оформлялась ЭП – аттестованном или не аттестованном. В первом случае можно проверить, действителен ли сертификат, а также владельца подписи (на специальных сервисах, портале Госуслуг).

КЭЦП – это полноценный аналог собственноручной подписи. Соответственно все электронные документы, заверенные подобной подписью – действительны.

Могут использоваться в качестве доказательств, например в судебных разбирательствах. Сам документ действует бессрочно, если ЭПЦ была получена в аккредитованном удостоверяющем центре, сертификат был действителен на момент подписания, а при проверке был установлен владелец ЭПЦ.

Интересная статья: Как получить электронную подпись для ИП?

Как выбрать нужный вариант?

Какую подпись выбрать зависит от вида деятельности юрлица и планируемой сферы применения. К примеру, для внутреннего электронного документооборота подойдет неквалифицированная.

Для участия в электронных торгах, передачи документов в налоговую, использования государственных интернет-порталов (запрос и передача документов в электронном виде), понадобится усиленная ЭП.

Второй пункт – тариф (стоимость, перечень включенных услуг). На что стоит обратить внимание:

  1. наличие техподдержки;
  2. возможность обучения сотрудников, которые используют ЭП;
  3. оперативное решение вопросов, связанных с использованием ЭЦП.

Выбирайте оптимальный набор опций, который будет необходим для конкретной компании. И самое главное – выдавать усиленную квалифицированную ЭЦП могут только аккредитованные УЦ. Только в этом случае, ЭП является действительной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: