Как создать электронную цифровую подпись?

ЭЦП является аналогом рукописной подписи, которая имеет такую же юридическую силу.

Среди ее функций отмечается защита документа от его подделки, контроль целостности, подтверждение авторских прав и даже предохранение от изменения информации. Такой вариант подписи получают при помощи криптографического преобразования информации.

Чем хороша электронная подпись?

Чем хороша электронная подпись

ЭЦП имеет ряд преимуществ, привлекающих клиентов. Они таковы:

  1. незамедлительная доставка бумаг;
  2. автоматизация обработки требуемых файлов без всяких проблем;
  3. сжатость издержек на подготовку и отправку.

Что касается областей применения, ЭЦП задействована в таких процессах:

  • обращения в конторы муниципального и государственного типа;
  • онлайн-торги и заказы коммерческого типа;
  • отчеты для органов ФНС;
  • судебные разбирательства.

Посредством цифровой подписи можно подписать заявление, а также письмо по контракту с контрагентами. Кроме этого подобная услуга поможет упростить ведение документооборота для юридических лиц. Вследствие этого актуален вопрос как создать электронную цифровую подпись и что для этого нужно.

Информация об ЭЦП

Стандартные документы из бумаги обязательно заверяются личной подписью и печатью. Если взглянуть на электронные, то можно увидеть, что они заверяются точно также только в цифровом формате.

ЭЦП применяется достаточно давно. Старт пришелся на начало 2000-х и изначально вводился в Windows. Только через некоторое время страны начали применять собственные механизмы аутентификации с помощью подписи. Российская Федерация не стала исключением и успешно применяет данную услугу.

На сегодняшний день все, что касается ЭЦП регулируется Федеральным Законом 63.

Внутри него обозначены все подписи, имеющие юридическую силу и применимые для подписания важных бумаг.

В соответствии с законодательством признаются следующие варианты ЭП:

  1. Простые. Имеет просто логин и пароль. С таким цифровым инструментом не получится авторизоваться на сайтах платформы Госуслуг.
  2. Усиленные. Здесь можно увидеть некий набор мета-данных. Имеют юридическую силу, подобную подписи совмещенной с печатью на документах их бумаги.

Если речь идет о работе с ФГИС, подойдут исключительно усиленные подписи. Они разделяются на квалифицированные и те, у которых квалификация отсутствует (неквалифицированные).

Бесплатное получение электронной подписи

Чтобы создать электронную цифровую подпись через Госуслуги, и она имела ту же силу, что платный вариант, необходимо подать заявление через личный кабинет на официальном сайте налоговой службы.

Для начала гражданин выполняет регистрацию в ближайшем отделении ФНС (с собой обязательно иметь паспорт и ИНН). На приеме у специалиста потребуется заполнить специальное заявление и получить пароль для доступа в систему.

Кроме того, выполнить вход можно на соответствующем сайте. Внутри платформы необходимо открыть «Профиль» и нажать кнопку «Получение сертификата ключа». Генерация ключа происходит на бесплатной основе. Однако, если пользователь является жителем другой страны или носит статус юридического лица, ситуация поменяется.

В итоге становится ясно, для чего использовать подобный сертификат. Чаще всего его применяют для сдачи финансовых деклараций по окончанию налогового периода, которые имеют электронный формат.

Если посмотреть на физических лиц, они берут документы и указывают в них прибыль с продажи недвижимого имущества или сдачи жилья в аренду. Также подпись популярна у фрилансеров, зарабатывающих разовыми контрактами с работодателями.

Советуем материал: Электронная цифровая подпись для Росреестра: сколько стоит и как получить?

Как создать электронную подпись без посторонней помощи?

Самостоятельное создание электронной цифровой подписи ЭЦП возможно лишь в том случае, если клиенту достаточно простой ЦП.

Этот инструмент не позволит создавать виртуальные документы, имеющие юридическую силу. Сама процедура проводится в программе Microsoft Office версии 2007 года и выше.

Для этого необходимо соблюдать такую последовательность:

  • завершить редактирование документа и присвоить ему любой формат доступный в программе MicrosoftOffice;
  • отправиться в меню «Файл»;
  • кликнуть на «Сведения»;
  • выбрать кнопку «Защита документа», а потом нажать «Добавить цифровую подпись»;
  • ввести необходимую информацию об хозяине документа и нажать «Ок».

После того как файл будет подписан, его редактирование чревато удалением ЭЦП.

Конкретные ЭЦП не имеют квалификации на территории России в связи с чем у них отсутствует юридическая значимость.

Несмотря на это, такой вариант как создать ЭЦП самому идеально подходит для документооборота внутри предприятия. Точно также получится обзавестись подписью в Outlook, которая может шифровать документы и электронные письма, подлежащие отправке.

Как создать усиленную ЭЦП?

Как создать усиленную ЭЦП

Здесь речь пойдет о инструменте с квалификацией, в этом случае создать ЭЦП самостоятельно не получится.

Ее можно получить исключительно в аккредитованном удостоверяющем центре, который получил разрешение на деятельность в Минкомсвязи.

Для проведения процедуры необходимо:

  1. зайти на Единый портал электронных подписей и определить ближайший УЦ (подойдет даже отделение, находящееся не по прописке клиента);
  2. сходить на консультацию и узнать, какие виды подписей предоставляет конкретное заведение;
  3. собрать требуемые документы и оплатить стоимость услуги;
  4. дождаться окончания обработки информации, регистрации ключа и сертификата;
  5. забрать инструмент в пункте выдачи.

Несмотря на разнообразие подписей клиентам рекомендуется отправлять запрос именно на квалифицированный вариант. При подаче заявки указываются цели и сферы, в которых будет применяться ЭП.

В большинстве случаев гражданин все-таки сможет применить цифровой инструмент без квалификации. Однако, через некоторое время она перестанет работать.

На настоящий момент чиновники рассматривают другие варианты и пытаются применить более безопасные алгоритмы использования ЭЦП. Также они сделают так, чтобы используемые сертификаты шифровались по специальному стандарту, установленному ГОСТ.

Что касается планов на будущее, здесь тоже произойдут изменения. В ближайшем будущем планируется отказаться от рутокенов, eToken и смарт-карт заменив их на обычные SIM-карты для хранения ключа сертификата.

Информацию о стоимости сертификата, тарифах и других важных моментах необходимо уточнять еще до подачи заявки на предоставление продукта.

Самая маленькая цена на подпись начинается с отметки в 1000 рублей. В случае, если клиент является предпринимателем или юридическим лицом придется отдать в 2 раза больше.

Самые невыгодные показатели наблюдаются в Московских удостоверяющих центрах. Подобные конторы могут смело попросить 12 или 15 тысяч за предоставление квалифицированной усиленной подписи.

Однако и здесь есть свои плюсы. Отдав круглую сумму, клиент получит информационную поддержку, единовременную настройку программного обеспечения и оборудования, а также лицензию на использование Крипто Про CSP.

Подведем итоги

Для создания ключа ЭЦП без посещения удостоверяющего центра подойдет отдел налоговой службы.

Такая тактика может применяться только физическими лицами. Срок годности одного электронного инструмента не превышает 12 месяцев. По окончании этого периода следует получить новый ключ, потому что старый перестанет действовать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Агния

    Меня давно интересовал вопрос создания электронной цифровой подписи, а во время пандемии он вообще встал довольно остро в связи с тем, что у меня есть домовладение, в котором я не живу и оно находится в другом регионе. Соседи решили провести газ, а труба у меня на участке и им понадобилась моя подпись, которую в данный момент я просто никак не могу предоставить. Насколько я понимаю, в таких случаях электронная цифровая подпись будет иметь силу на документах и если я смогу её оформить, то ездить или же пересылать документы почтой не будет нужно и можно будет всё подписать в электронном формате?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: